Как зарабатывают оптические салоны Очки сегодня несут не только полезную функцию коррекции зрения, но и являются элементом стиля. В современную оптику заходят покупатели не только за очками, но и для того чтобы получить консультацию врача, проверить зрение, и поэкспериментировать с собственным имиджем, приобрести модную оправу или цветные линзы, меняющие цвет глаз. Салон оптики: Обзор рынка В целом доходность оптических салонов держится на уровне 15-20%, работа в элитном сегменте с дорогой оптикой более доходна, рентабельность - 25%. Объем украинского рынка оптики, по оценкам его участников, составляет $6-8 млн. И это далеко не предел — потенциальные объемы довольно велики, ведь, если верить статистике, практически каждый человек старше 40 лет испытывает те или иные проблемы со зрением. Рынок далек от пресыщения еще и потому, что культура потребления такого рода товаров и услуг у нас в стране не развита. Наши соотечественники покупают очки все чаше на рынках и без консультации врача, что дешевле и быстрее, да и делают они это гораздо реже чем к примеру в Европе, где очки приобретаются раз в полгода или год. Что же касается рыночных лотков с дешевой нелицензированной продукцией из Китая и Кореи, то владельцы салонов их конкурентами не считают. Дело в том, что некачественная и дешевая продукция способна реально ухудшить зрение, а люди в последнее время начинают более бережно относится к своему здоровью и по этой причине обращаться за качественными очками в салоны. Клиенты оптик на базар не пойдут, они лучше заплатят дороже и получат гарантированное качество, чем сэкономят и не получат никакого. Но все же с базарными точками владельцам салонов приходится считаться – они своей низкой ценой сбивают цену на отечественную продукцию, вынуждая украинских производителей работать с минимальной рентабельностью. Хотя собственно, украинской продукции в современных салонах вообще продается мало. Основное отечественное производство оптики сосредоточено в городе Изюм Харьковской области. В советское время тамошний завод был мощным производственным предприятием, сейчас его продукция по качеству проигрывает импортному товару, а вот по цене отечественные очки доступны даже пенсионерам и прочим гражданам с невысокими доходами. Правда, салоны оптики отечественные очки берут на реализацию скрепя сердце, ведь само изготовление очков — процесс довольно затратный и трудоемкий, а потому конечная стоимость продукции превышает сумму на ценниках в 30-40 грн. Вообще линзы и оправы оптические салоны закупают у нескольких крупных оптовых компаний («Опт-Оптика», «Медикал-Линс», «Дако Импекс», «Интер Оптика»), которые привозят оптическую продукцию известных мировых брендов из Италии, Франции, Германии, США, а более дешевую — из Китая, Кореи, Польши и России. Само производство очков, т.е. обработка линз, а также их вставка в оправы осуществляется непосредственно на месте, в оптических салонах. Если линзы не надо изготавливать по спецзаказу, т.е. напылять на них несколько слоев специальных покрытий (с отливом или оттенком, противоударные, водоотталкивающие и т.д.), процесс изготовления очков занимает от 20 минут до двух часов. Если же предполагается более сложная работа или нужной оправы либо линз в салоне нет, заказ регистрируется и выполняется на следующий день. Оптические салоны, как правило, собственные склады салонам не держат, им это не выгодно. Если клиенту требуется эксклюзив, на выполнение заказа салонам понадобится две-три недели, поскольку очки в этом случае изготавливаются за рубежом, поскольку отечественное оптическое производство качеством пока что «не грешит». оптические салоны: С чего начать бизнесПо утверждению владельце салонов оптики, случайных людей в этом бизнесе нет. Новые салоны, как правило, открываются теми, кто уже поработал в этом бизнесе: рыночными предпринимателями, оптовыми поставщиками линз и оправ, продавцами оборудования, консультантами, мастерами и даже врачами-окулистами при оптиках. Чтобы открыть небольшой оптический салон, достаточно $20-30 тыс. Этой суммы хватит на оплату аренды, ремонт, оформление витрин, закупку товара и оборудования для изготовления очков. Успех же будущего салона, во многом зависит от его месторасположения. Салон, расположенный не удачно буде окупаться годами. Некоторые проблемы могут возникнуть с подбором персонала. Дело в том, что на рынке существует дефицит квалифицированных мастеров по изготовлению очков. Салоны решают эти проблемы по-разному- кто-то переманивает хороших мастеров из других оптик, кто-то пытается готовить квалифицированный персонал самостоятельно. Врачей- окулистов салоны набирают в поликлиниках или мединститутах. Продавцов-консультантов салоны также обучают на месте. Одним из вариантов для салона с небольшим количеством заказов — установить сотрудничество с одним из практикующих «свободных мастеров». Такие специалисты берут заказы сразу от нескольких оптик. Естественно, скорость изготовления заказа при этом снижается, зато владельцам оптик не нужно тратиться на дорогостоящее оборудование и беспокоиться о том, что мастера переманит другой салон. После решения кадровых вопросов можно заняться непосредственно закупкой товара. Ассортимент продукции следует делать с учетом сезонного спроса. В оптическом бизнесе бывает два сезона: повышение спроса на солнцезащитные очки в феврале-марте и открытие сезона оптических очков в августе-сентябре. оптические салоны: Дальнейшее развитиеДальнейшее развитие рынка спрогнозировать пока сложно. Сам по себе рынок планомерно растет и развивается и будет это делать, пока не придумают ничего более серьезного, чем лазерная коррекция зрения, считают некоторые игроки. А на сегодняшний день, пока еще человечество не изобрело более простого и надежного средства коррекции зрения, чем очки. Единственное, в чем едины все участники в своих оценках, так это в том, что со временем конкуренция на рынке будет ужесточаться. Исходя из этого, солидные игроки предпочитают делать ставку на услуги, в частности, медицинские. Уже сейчас в некоторых салонах клиентам предлагается постоянное медицинское наблюдение - на пациента заводится персональная карточка и он всегда может рассчитывать на бесплатную помощь врача салона. Для салона это очень хорошо, поскольку пациенты привязываются к врачу, а значит, и к салону. · Объемы рынка: $6-8 млн
· Количество участников (киевский рынок): десяток сетей и более сотни одиночных магазинов
· Рентабельность: 15-20%
· Темпы роста рынка: 20% в год
· Цены на продукцию: от 35-40 грн. до $2-3 тыс.
По материалам статьи Ольги Бурьян в журнале Власть денег Очки - Паспорт рынка Адреса оптик | ОПТ ОПТИКА ТОВ (044) 2542096(044) 2542602 Адрес: 01010 Січневого повстання вул. 10 Оптический бизнес для украинцев не нов. К началу 1990-х только на столичном рынке действовало более полусотни государственных оптик, которые затем были приватизированы и начали нелегкую борьбу за покупателя. Со временем некоторые из оптик, особенно в небольших городках, возрастающей конкуренции не выдержали и были вынуждены уйти с рынка, однако большая часть «советского наследия» все-таки держится на плаву и по сегодняшний день. При этом формат большинства современных оптик кардинально изменился: теперь сюда заходят не только для того, чтобы купить очки, но и чтобы проверить зрение, получить консультацию врача, даже поэкспериментировать со своим имиджем, например, изменить цвет глаз или приобрести модный аксессуар. Только на столичном рынке действует с десяток крупных сетей оптических салонов: «Люкс оптика», «Призма», «Ликон», «Прозорiсть-зiр», «Медтехника» и другие. Свое место под солнцем заняли также около сотни одиночных салонов оптик — созданных отдельно либо существующих при аптеках и торговых центрах. Неплохо развиты также оптические рынки Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы, Симферополя, Луганска и Львова. Линзы и оправы оптические салоны закупают у нескольких крупных оптовых компаний («Опт-Оптика», «Медикал-Линс», «Дако Импекс», «Интер Оптика»), которые привозят оптическую продукцию известных мировых брендов из Италии, Франции, Германии, США, а более дешевую — из Китая, Кореи, Польши и России. Конечный же этап производства очков, т.е. обработка линз, а также их вставка в оправы осуществляется непосредственно на месте, в оптических салонах. Если линзы не надо изготавливать по спецзаказу, т.е. напылять на них несколько слоев специальных покрытий (с отливом или оттенком, противоударные, водоотталкивающие и т.д.), процесс изготовления очков занимает от 20 минут до двух часов. Если же предполагается более сложная работа или нужной оправы либо линз в салоне нет, заказ регистрируется и выполняется на следующий день. Все необходимые материалы берутся в оптовых компаниях — держать собственный склад салонам оптики невыгодно. Если клиенту требуется эксклюзив, на выполнение заказа салонам понадобится две-три недели. Очки для требовательных клиентов изготавливаются за рубежом, поскольку отечественное оптическое производство качеством пока что «не грешит».
Собственно, украинской продукции в современных салонах вообще продается довольно мало. Основное отечественное производство оптики сосредоточено в городе Изюм Харьковской области. В советское время тамошний завод был мощным производственным предприятием, обеспечивающим линзами и оправами весь Союз. Сейчас его продукция по качеству проигрывает импортному товару, а вот по цене отечественные очки доступны даже пенсионерам и прочим гражданам с невысокими доходами. Правда, салоны оптики отечественные очки берут на реализацию скрепя сердце, ведь само изготовление очков — процесс довольно затратный и трудоемкий, а потому конечная стоимость продукции превышает сумму на ценниках в 30-40 грн. Так что оптикам, которые занимаются реализацией очков для малообеспеченных категорий, остается только надеяться на то, что пенсионеры, довольные обслуживанием, порекомендуют салон своим обеспеченным родственникам или знакомым, которые обратятся за более дорогой продукцией. |